giovedì 7 novembre 2013

Интервью с Робертой Розелли из Argentia


Я познакомилась с Робертой Розелли, ювелиром и хозяйкой ювелирного магазина-мастерской Argentia, благодаря выставке Le Signore dell’Artigianato. Роберта была одной из героинь, запечатленных на фотографиях. У меня сразу же возник интерес к тому, чем она занимается и желание взять у Роберты интервью.

А по-другому и быть не могло. Потому что за год существования этого блога я научилась ценить людей, обладающих энтузиазмом, чувством инициативы и желанием действовать. Роберта именно такая: активная, с массой идей, но в то же самое время она очень конкретный и целеустремленный человек, которой нравится ставить перед собой цели и добиваться их и не нравится терять время.


И еще. Как любой женщине (да, наверное, как и многим мужчинам), мне было интересно поближе познакомиться с ювелирным миром, как говорится получить информацию из первых рук. Моя любовь к украшениям проснулась не сразу, но чем старше я становлюсь, тем больше ими интересуюсь. Потому что украшения как ничто другое в образе могут рассказать о человеке. Порой мне нравится, не задумываясь особо, поиграть яркой бижутерией, но все чаще мой выбор падает на винтаж или авторские украшения, выполненные в единственном экземпляре. Именно то, что делает Роберта. Но обо все по порядку.

Роберта, расскажите, с чего началась Ваша карьера ювелира: когда и как зародилась эта идея?
Все началось со школы, когда мне было 14 лет, моя мама записала меня в лицей на отделение по металлам и ювелирному делу. Если честно, меня интересовало совсем другое, но я позволила родителям сделать выбор за меня. Моя мама занималась продажей ювелирных изделий, что на самом деле не имеет ничего общего с их созданием. Но в любом случае, она была тесно связана с этим миром и таким образом могла бы мне помочь в дальнейшем с работой.

Меня в то время больше интересовало дерево, мне нравилось вырезать из него, делать скульптуры. Уже тогда я очень любила ручной труд, была очень креативна и в итоге согласилась с выбором художественного лицея. Хотя мне и пришлось оставить мою спортивную карьеру, в то время я играла в футбол, очень серьезно занималась легкой атлетикой и плаванием. Как бы там ни было, сегодня я благодарна маме, что она настояла тогда.


Так, я закончила лицей, отделение металлов и ювелирного дела, получила аттестат по прикладному искусству, что уже было первым серьезным шагом и титулом. Еще я получила диплом преподавателя, и в какой-то момент даже хотела остановиться на этом, потому что, если честно, мне не нравилось учиться, у меня была «аллергия» на теорию. Но снова благодаря настояниям родителей, я все же продолжила учебу. После чего начала подрабатывать летом в мастерской при магазине мамы, где делались ювелирные изделия, куда меня взяли в качестве практикантки. В 16 лет я сделала мое первое золотое кольцо, которое было продано. Я получила от этого такое удовольствие, мне невероятно понравилось это ощущение! Когда я увидела предмет, сделанный мною лично и затем проданный, я прониклась к этому делу. И тогда я решила, что мне это действительно нравится и что я хочу продолжать этот путь.

Вы открыли этот магазин сразу же?
Нет, конечно, я проделала долгий путь. Я продолжила изучение ювелирного мастерства, закончила школу по ювелирному дизайну, потом прошла курс по специализации «Литье по выплавляемым восковым моделям» и получила еще один титул. В тот же год я начала работать, не в ювелирной мастерской, а в мастерской по витражам в районе Трастевере. Там я познакомилась с таким материалом как стекло, узнала техники реставрации. Что только я там не делала: и посещала строительные площадки, и занималась декорированием и реставрацией, и научилась работать с папье-маше и гипсом. Все, что только можно, кроме ювелирного дела. Но все это стало неоценимым опытом. Тем более, что у меня был великий учитель – Джорджо Фунаро, которого, к сожалению, уже больше нет. Он был самый настоящий гений, какие редко встречаются в жизни, не только по искусству, но и по жизни. Та встреча стала очень важной для меня.

Параллельно я продолжала заниматься работой над ювелирными изделиями, делала их дома, что-то заказывали друзья. В общем, про ювелирное дело я не забыла. Однажды я решила пойти на курс рестовраторов младших цехов, который включал в себя ювелирное дело, металлы, керамику, стекло, то есть объединял все то, что я уже успела попробовать, но в итоге я не прошла по конкурсу. Сегодня можно сказать, к счастью. Тогда, конечно, я это восприняла по-другому и взяла академический год, в течение которого занималась доставкой пиццы. И размышляла над моей ситуацией. У меня были все необходимые титулы и дипломы, чтобы быть ювелиром, я обладала творческой фантазией, мастерством, талантом, в конце концов я годами училась этому делу, и я осознала, что хочу серьезно им заниматься. Так я решила попробовать и открыть магазин и мне очень повезло, потому что практически сразу я нашла небольшое помещение в самом центре, на улице Torre Argentina, рядом с Пантеоном. Очень красивое место, там был такой потолок, в кессонах, неописуемо красивый, я все время сидела с вздернутой вверх головой, никак не могла им налюбоваться. Тот магазин я открыла в 2002 году.

Было очень непросто поначалу, я потратила столько сил на получение всяких разрешений и лицензий, все это было похоже на бег с препятствиями. К сожалению, в таких ситуациях итальянская бюрократия совсем не помогает. Потребовались месяцы и невероятное терпения, прежде чем я получила все необходимые бумажки. Поэтому сразу советую тем, кто планирует открыть собственный магазин, запастись терпением, упорством и не бросать задуманное на полпути.

Что касается самого магазина, то дела развивались очень хорошо, хотя мне и приходилось заниматься не только творческой, но и коммерческой стороной: устанавливать цены, продавать, оформлять витрины, выставляя украшения таким образом, чтобы подчеркивать их ценность, заниматься административной работой, фактурами, покупать материалы. Думаю, что тогда мне помогло только незнание того, что мне придется делать. Если бы я заранее знала обо всех сложностях, с которыми столкнусь, я бы, наверное, испугалась и даже не стала бы со всем этим связываться. Но как бы там ни было, я была счастлива, украшения продавались, клиенты возвращались, а я училась день за днем.

Там я проработала до 2007 года. Потом совершенно случайно мне подвернулась возможность переехать сюда, на улицу Urbana, где было большее по размерам помещение, да и сама зона набирала популярность. Здесь было место и для преподавания, и для экспозиций, одним словом, это могло бы стать больше, чем просто магазин-мастерская. Мне хотелось, чтобы это место превратилось в некий культурный центр, для встреч с другими художниками, ремесленниками и представителями творческих профессий. Так, взвесив все за и против, я решила переехать и в июне 2008 открыла этот магазин на улице Urbana.


Чем отличается Argentia от других ювелирных магазинов и мастерских?
Argentia не имеет ничего общего с классическим магазином ювелирных изделий. Здесь я продаю исключительно украшения, созданные мною лично. Я поставила акцент на серебре. Это менее ценный металл, чем золото, но он дает больше творческих возможностей, позволяет играть объемами, не рискуя слишком высоким ценником. В моей мастерской все изделия делаются вручную, в основном по технике литья по выплавляемым восковым моделям. И самое главное, все мои изделия – высочайшего качества. Я лично занимаюсь всеми этапами создания украшения, от идеи до ее реализации.


А как вообще создается украшение? Сколько времени уходит на весь процесс? С чего Вы начинате, что Вас вдохновляет?
Это зависит от разных обстоятельств. Бывает, когда я где-то на природе или в отпуске, я вижу что-то, что меня поражает, это может быть, например, скала или дерево, глаза запоминают линию, форму, которые потом я пытаюсь воспроизвести в каком-нибудь моем украшении.

Но чаще всего именно сам креативный процесс порождает идею. Обычно я начинаю работать с воском, из которого создается форма будущего изделия. Затем выбираю камень, который мне нравится в тот момент, и комбинирую его с изделием. Пока я работаю над этим симбиозом, изделие меняет свою форму, неоднократно, порой я откладываю его в сторону, работаю над чем-то другим, затем снова возвращаюсь к нему, снова что-то меняю. Это медленный процесс, на который уходит много дней, до тех пор, пока я окончательно не удовлетворена результатом. И только тогда делается литье, в серебре или золоте. Естественно, такой подход возможен только после многих лет опыта, ручной работы, профессиональной зрелости.

Кстати, литье по восковым моделям – одна из моих наиболее любимых техник, она имеет терапевтический характер, расслабляет меня, позволяет выплескивать наружу всю мою фантазию.



А какой Ваш самый любимый материал или камень?
Люблю серебро, не смешанное с медью, мне оно нравится потому, что оно мягкое и светящееся, с ним легко работать. Желтое золото – безусловно, благородный металл, когда с ним работаешь, чувствуешь его энергию, почти на физическом уровне, что вызывает массу эмоций.

Мне нравятся кварцы, особенно рутиловый кварц, люблю изумруды. Не люблю алмазы, потому что за ними стоит слишком много экономических интересов, слишком много пролитой крови. Я изучала драгоценные камни и продолжаю их изучать, прошла общий курс геммологии и в ближайшие дни начинаю курс как раз по алмазу, потому что хороший ювелир должен прекрасно в них разбираться и уметь отличать настоящие от фальшивых.


Кстати, некоторые камни используются в кристаллотерапии, особенно кварцы. Я никогда ею не занималась, но есть те, кто изучает ее и практикует. В любом случае, мне нравится иметь у себя в магазине кристаллы, считаю, что они обладают защитными свойствами и излучают сильную энергию.

Существуют ли правила с точки зрения комбинирования камней и металлов?
Нет, ни в коем случае, никаких правил, только фантазия. Я вообще не человек правил, более того, мне нравится идти против течения. Все зависит от личного вкуса. И от владения техникой и умения выполнять даже самую сложную работу.

Кстати, правил не существует и в плане выбора украшений для женщин или мужчин. В ассортименте Argentia есть целый ряд ювелирных изделий как для женщин, так и для мужчин – запонки, кольца, браслеты, ожерелья и цепочки, которые в принципе, можно было бы определить как unisex. Повторяю: все зависит от личного вкуса каждого.

Вы работаете и на заказ?
Да, конечно, делаю украшения и на заказ, а также могу отремонтировать, отреставрировать, подогнать под размер старинные семейные украшения, унаследованные, к примеру, от бабушки.


Есть ли какой-то ювелирный бренд, который Вы могли бы определить для себя как образец?
Bulgari и Cartier, особенно в годы их расцвета. У этих марок есть своя богатая история, они всегда были образцом креативности, некоторые из их работ можно смело назвать самыми настоящими произведениями искусства, на создание которых уходили многие месяцы. И помимо красоты эти украшения обладают еще и носибельностью, что очень важно. Украшение должно быть удобным, не тяжелым, не острым, не слишком узким или наоборот слишком свободным.

Какие тренды наиболее актуальны сейчас в ювелирной моде?
К сожалению, сегодня царят безвкусица и логомания. Я не слежу за модами и трендами, делаю то, что нравится мне, использую материалы, которые мне нравятся и обязательно отличного качества.

Роберта, помимо прочего Вы еще и преподаете. Расскажите немного об этом Вашем опыте. И что бы Вы посоветовали тем, кто хочет стать ювелиром?
Когда я переехала в этот новый магазин на улице Urbana, я начала преподавать. С моей первой ученицей, очень талантливой девушкой, я добилась выдающихся результатов. И этот первый удачный опыт подтолкнул меня продолжать в этом направлении.

Тем, кто хочет заняться этим ремеслом, я бы посоветовала быть настойчивыми и упорными, в то же время терпеливыми. Естественно, необходимо любить эту профессию, потому что она очень сложная и занимает большую часть времени, в том числе и свободного, которого почти не остается.


Есть ли какое-то «золотое» правило для тех, кто собирается приобрести ювелирное украшение?
Знать, к кому обращаться за покупкой, только к проверенным специалистам.

Поговорим немного о Риме. Что Вы любите и не любите в этом городе?
Я родилась в Риме и очень люблю этот город. Но, естественно, не все мне здесь нравится, например, пробки и смог. Не люблю невоспитанность, высокомерие, грубоватость многих римлян. К счастью, не все жители города таковы. В любом случае Рим – красивейший город, наполненный искусством, памятниками, светом. Этого почти достаточно, чтобы компенсировать его недостатки.

Как по-Вашему, существует ли римский образ жизни? Если да, то в чем он заключается?
На мой взгляд, римляне – консерваторы, у них есть любимые привычки, которые они с трудом меняют. Это касается того, в каком ресторане ужинать, в каком баре пить кофе, в каком магазине делать покупки и т.д. Помимо этого, римляне очень привязаны к своим семьям, к своим корням. Порой это доходит до абсурда, когда, к примеру, многие живут в доме с родителями до 40 лет и больше, не желая покидать родительский кров.     

Ваш любимый адрес или любимое место в Риме?
Площадь Navona. Наверняка это связано с детскими воспоминаниями, когда маленькой девочкой я часто бывала там, особенно в период Рождества, когда площадь уставлена каруселями и лавками, торгующими сладостями и всякой всячиной. Позже, когда я изучала историю искусств, я взглянула на эту площадь по-новому. Фонтан, скультуры, противоборство между Бернини и Борромини, все это делает ее неповторимо прекрасной.

Напоследок, несколько слов о выставке, которая пройдет в Auditorium Parco della Musica, в которой Argentia принимает участие.
Выставка «Desideri preziosi. Giuseppe Verdi: gioiello in opera» пройдет с 23 ноября по 1 декабря, это одно из главных событий года для ювелирных мастеров, открытое для широкой публики. На выставке ювелиры представляют собственные произведения, одно из которых должно быть обязательно посвящено заданной теме. В этом году тема – Джузеппе Верди, 200-летний юбилей которого отмечается в Италии на протяжении всего 2013 года. Я создала колье, вдохновляясь музыкой Верди.


А 8 декабря на улице Urbana в очередной раз пройдет событие Urbanissima, в котором Argentia как всегда обязательно примет участие.

Argentia Roberta Roselli
Via Urbana, 32 – Roma
страница FB

Магазин открыт с 11 до 20, закрыт в понедельник утром
В течение всего декабря будет открыт и по воскресеньям


Фотографии – Антонио Де Паолис